Церковь Павла

Прогуливаясь по центру Риги, сложно себе представить, что ещё в середине позапрошлого столетия эти места выглядели совсем по-другому: вместо широких заасфальтированных улиц были пыльные песчаные дороги, на месте высоких каменных домов в стиле модерн стояли низенькие деревянные домики и повсюду было много песчаных холмов. И только когда Рига перестала быть городом-крепостью, городские предместья начали обретать свой теперешний облик.

Сначала по проекту архитекторов Фелско и Дице проложили сеть городских улиц, ну а затем началась их застройка. Так, в Риге появились её знаменитые бульвары и сеть центральных городских улиц. Город расстраивался, открывались фабрики и заводы, и Рига стремительно превращалась из заштатной крепости на окраине в промышленный центр империи. Росло и население города, в основном именно из-за увеличения числа рабочих на предприятиях. В середине 1870-х годов городские предместья подошли уже вплотную железнодорожному полотну Рига-Мюльграбен.

_Riga map 1876a

Окрестности церкви Павла в 1876 году

Места в центре города было мало, и рабочих селили в небольших деревянных домах на окраинах. Одна из них – район Гризенберг, появившийся во второй половине 1870-х годов. Вместе с прибавлением числа жителей, прибавлялось и прихожан в церквях рижских предместий и уже к концу 1870-х годов стало ясно, что церкви Гертруды и Иисуса не смогут вместить всех прихожан. Чтобы хоть как-то уместить паству в 36 000 душ городской магистрат решает строить новую церковь.

Место для лютеранского храма выбирают на границе Петербургского и Московского предместий. Улицы в этом месте были уже запланированы, но только на бумаге, а на деле этот участок скорее напоминал пустыню, где ветер гонял тучи песка из стороны в сторону. Поначалу звучали мнения, что строить храм в таком безлюдном месте не имеет смысла, туда всё равно никто ходить не будет. Но ратманы были непреклонны: новый храм привлечёт окрестных жителей предместий и поспособствует развитию района, к тому же почва вполне там подходила для возведения каменных зданий.

img361

План застройки Гризинькалнса 1883 год

Ещё до своей закладки церковь уже вмешалась в планировку своего окружения: специально для здания немного подправили оси улиц, а сам храм решили расположить так, чтобы в него упирались основные магистрали района. В пояснительной записке к этому проекту было сказано, что такой приём выделяет церковь среди окружающей застройки и подчёркивает его значимость. К тому же, таким образом жителям района будет проще ориентироваться в пространстве, а это благоприятно влияет на человека.

Gustav Hilbig

Архитектор Густав Хильбиг

Проект нового храма доверили разработать архитектуру Густаву Хильбигу, автору здания рижского Политехникума. Сейчас это главное здание Латвийского университета. Хильбиг спроектировал в общем-то классический зальный храм в лучших традициях неоготики. Этот стиль символизировал продолжение средневековой традиции, когда первые городские церкви возводили в готическом стиле. Остроконечные арки оконных проёмов, небольшие башенки-фиалы, ступенчатые контрфорсы, поддерживающие стены здания, стройная башня с пирамидальным шпилем – всё просто и лаконично. По внешнему виду церкви и сейчас можно изучать элементы готической архитектуры.

1882 Rig alm

Церковь Павла в конце XIX века

19 мая 1885 года состоялась торжественная закладка здания новой церкви. Всю стройплощадку украсили флагами и молоденькими майскими деревцами, на которых уже шелестела молодая листва. На церемонию собрались все члены магистрата, представители городских гильдий и многочисленные горожане. После торжественных песнопений на немецком и латышском языках, перед собравшимися выступил бургомистр Евгений Барклай де Толли[1], председатель стройкомиссии церкви. Он зачитал документ, в котором была коротко изложена история рижских церквей, а также нового храма. Этот документ вместе с календарём 1885 года и несколькими газетами положили в ларец и замуровали в основание здания. Последовали ещё речи и песнопения. На том церемония и закончилась.

Buergermeister Barclay

Бургомистр Евгений Барклай де Толли

Особым пунктом в документе, зачитанным бургомистром, значилось, что имя нового храма: Паульскирхе, т.е. церковь Павла. Если вы сейчас зайдёте в церковь, то не увидите там изображения святого Павла, закладка храма тоже не проходила в день этого святого, да и в речи бургомистра такой выбор никак не комментировался. В чём же дело? У лютеран нет традиции освящать храмы во имя святых, Лютер вообще отказался от их культа. Вместо этого лютеранские храмы часто называют в честь основоположников лютеранской веры, а также в честь символов или доктрин веры.

Hl_Paulus

Апостол Павел

Вот и апостол Павел из Тарса вошёл в этот список. Именно ему Лютер приписывал авторство одной из главных догм протестантизма – sola fide (только верою), согласно этому догмату спасение людей происходит «только верой» независимо от дел закона. Благодаря Лютеру имя Святого Павла носят многие протестантские храмы в Европе, хотя культ этого святого в протестантизме отсутствует. Вот и храм в Гризинькалнсе вплоть до Второй мировой войны чаще назывался просто церковью Павла, в отличие от современного названия «церковь Святого Павла».

191x pavila baznica

Церковь Павла в начале ХХ века

Строительные работы в церкви Павла шли достаточно быстро. Бригада каменщика Барча, плотники братья Рауте, кровельщик Веллер, фирма «Kuntze & Karger» и многие другие видные мастера города трудились не покладая рук. Увы, незадолго до окончания строительства умер автор проекта церкви, архитектор Густав Хильбиг, но строительство дело продолжил его сын, тоже архитектор, выпускник рижского политехникума Герман Хильбиг. По его проекту возвели и усадьбу священника, она сохранилась до наших дней по адресу А.Деглава, 10.

Hermann Hilbig

Архитектор Герман Хильбиг

Внутренне убранство церкви вполне отвечало её внешнему виду: всюду строгая, лаконичная неоготика. Высокий свод церкви покоиться на ажурных консолях, которые в свою очередь, опираются на позолоченные готические капители, вырастающие из плоских стен. Весь интерьер от алтаря и кафедры, до балконных опор и скамеек, выполнен из тёмного дерева, которое контрастирует с выкрашенными в светлые тона стенами. В широкие оконные проёмы были вставлены многочисленные витражи, выполненные в мастерской Э. Тоде.

3

Интерьер церкви Павла

Два года после закладки храма состоялось торжественное освящение церкви Павла. Тысячи горожан пришли к новой церкви, чтобы посмотреть на церемонию. Сначала звучали песнопения и звон церковных колоколов, затем председатель стройкомисси Е. Барклай де Толли передал ключи от церкви суперинтенденту Гетгенсу. По традиции глава лютеранской церкви открыл двери нового храма и пригласил собравшихся войти. Суперинтендент произнёс первую проповедь в новом храме, а затем освятил алтарь церкви.

img364

Кафедра в церкви Павла

Важную роль в жизни прихода играет, разумеется, священник. Церкви Павла очень повезло. Сначала здесь служил Карл Рейнгольд Вальтер. Он перешёл сюда из церкви Иисуса, где служил помощником пастора. Вместе с собой он привёл большую часть прихода церкви Павла, который уже к 1888 году достиг 4500 человек. Новый пастор создал при церкви замечательный хор, который прославился на всю Ригу. На его плечах оказалось практически две общины – латышская и немецкая. Каждое воскресенье Вальтер должен был произносить по три проповеди, две на немецком и одну на латышском или наоборот.

Carl Treu

Пастор Карл Диттмар Трой

Обе общины существовали вместе вплоть до событий 1905 года. В этот роковой для многих жителей Гризинькалнса год сменился и священник в главной церкви района. На смену умершему Вальтеру пришёл пастор Карл Диттмар Трой, он происходил из известной в Прибалтике династии лютеранских священников Фромхольд-Трой. Чтобы избежать возможных конфликтов, новый пастор принимает решение разделить немецкую и латышскую общины. Отныне у каждой общины свой совет, свои комитеты и хоры, но при этом оставалась общие воскресная школа и благотворительный комитет.

????????

Орган в церкви Павла

Пастор Трой заботился также и о дальнейшем обустройстве церкви. При храме разбили сад и обнесли его территорию забором. По его настоянию Джордж Армитстед выплатил приходу средства, находившиеся в фонде поддержки лютеранских церквей, и в 1912 году в церкви Павла появился новый орган известной фирмы Валькер. Органы этой фирмы до сих пор считаются одними из самых лучших в мире. Именно Валькер сделал современный орган рижского Домского собора. Этот инструмент находится в церкви до сих пор, и иногда здесь устраивают концерты органной музыки. По признанию специалистов это один из лучших по звучанию органов города.

img345

Площадь у церкви Павла

Карлу Трою выпала нелёгкая задача возглавлять общину церкви Павла во время Первой мировой войны. Здание церкви сильно пострадало: были выбиты многие окна, повреждена крыша. Многие прихожане были эвакуированы вглубь России, а оставшимся пришлось нелегко: город то и дело сотрясали различные эпидемии. Во время эпидемии тифа заразился и сам пастор. Болезнь быстро прогрессировала, медикаментов не хватало, и пастор Трой умер на руках у своей жены. Ему было всего 52 года.

img363

Алтарь в церкви

Последним праздником двухобщинной церкви Павла было её пятидесятилетие в 1937 году. В качестве подарка общине преподнесли алтарную картину-триптих кисти Яниса Тилбергса. На центральном ретабло изображено «Воскресение Христово», слева – «Рождество Христово», справа – «Воскрешение Лазаря». Эту картину можно увидеть в церкви и сегодня. Двухобщинная церковь продолжала существовать вплоть до 1939 года, когда все члены немецкой общины покинули Латвию.

64_big

Пасторат церкви Павла

Вторая мировая война также не обошла храм стороной: вновь пострадали окна, крыша и внутреннее убранство церкви. Однако жизнь в стенах храма не затихала ни во время войны, ни после. Община церкви Павла смогла сохранить не только себя и здание церкви, но и дом пастора. Там, в 1960-х годах, была оборудована небольшая капелла специально для тех, кто не хотел венчаться в большой церкви у всех на виду. Саму же церковь община часто сдавала пятидесятникам для богослужений.

Pljatt

Пастор Шлаг (Ростислав Плятт) у органа в церкви Павла

В 1973 году церковь Павла попала на все телеэкраны одной шестой суши. Интерьер церкви сняли в легендарном фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Первой на этот занимательный факт внимание обратила рижский архитектор и краевед Рената Римша. Во второй серии ключевой герой телесериала пастор Шлаг показан в интерьерах церкви Павла: видны алтарь, орган, лестница на церковный балкон. Всё это можно увидеть в храме и сегодня. Жаль, но в цветной версии фильма большинство эпизодов, снятых в церкви Павла, вырезали. Что интересно, внешний вид церкви Павла, почему то, создателям фильма не подошёл и экстерьер храма, где служил пастор Шлаг, снимали в Чиекуркалнсской церкви Креста.

Interrior

Интерьер церкви в цветной версии фильма «Семнадцать мгновений весны»

В конце 1980-х годов в Латвии на волне Атмоды резко возрос интерес к религии. В церкви Павла начались восстановительные работы: по старым фрагментам восстановили витражи в алтарной части храма, при поддержке из-за рубежа отремонтировали орган. Рижане стали всё чаще посещать богослужения. Вместе с этим возрос и спрос на воскресные школы, не хватало специально подготовленных педагогов. В 1989 году при церкви Павла открылись первые за многие десятилетия курсы для учителей воскресных школ. Курсы длились шесть недель, и в первый год выпуска их окончил 121 учитель.

pirmosvskolkursubeidzeji

Выпускники курсов по подготовке учителей воскресных школ

После восстановления независимости церковь Павла, как и прежде, является главным храмом Гризинькалнса. В 2007 году при поддержке «Риетуму банка» осветили фасад церкви Павла. Сегодня её башня, словно маяк, служит ориентиром всем, кто прогуливается по местным улочкам. Церковь, как и задумывалось, до сих пор самое примечательное здание района и его духовный и культурный центр. Сегодня сюда приходят не только прихожане, но и туристы, а концерты органной музыки собирают здесь уже не одно поколение любителей органной музыки. Заходите и Вы, не пожалеете…

44526069

Церковь Павла ночью

[1] Двоюродный племянник знаменитого полководца Михаила Богдановича Барклая де Толли

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s