60-е годы 19 века стали в истории Риги поворотным моментом: из средневековой крепости город на Двине стремительно преобразился в современный европейский город – фортификационные сооружения пали, и предместья Риги активно сливались со Старым городом. Менялся не только город, но и его жители.
Московский форштадт того времени представлял собой жалкое зрелище: деревянные покосившиеся домишки, пыльные немощёные улицы, кругом беспросветная нищета и запустение. «Детвора бедных русских семейств росла в одичалом состоянии, вне школ», – писал очевидец. Увы, но городские власти, состоявшие преимущественно из немцев, не спешили заниматься проблемами предместий. Тем не менее, в Риге нашлось немало богатых русских купцов, которые взяли на себя работу по улучшению быта своих сограждан.
Московский форштадт города Риги. 1873 год
В 1862 году появилось «Рижское Благотворительное Общество для призрения русских бедных». Его попечителями стали представители самых влиятельных русских семейств Риги Камариных, Поповых, Ломоносовых, Александровых и др. Для придания большего веса обществу его почётным председателем выбрали жену лифляндского генерал-губернатора Марию Александровну Ливен. Официально общество открыли 9 сентября 1863 года.
Своей главной задачей общество считало заботу о подрастающем поколении, и посему уже 15 сентября 1863 года открылся небольшой приют для приходящих детей. Здесь они могли находиться целый день, получая приют, одежду и пищу. В приюте детей также обучали грамоте. Поначалу заведение посещало 30 детей, а полгода спустя уже 70. Кроме того, пришлось устроить ещё и интернат на 15 мест для совершенно беспризорных детей.
Александра Альбединская, жена генерал-губернатора Лифляндии
Для поддержания приюта нужны были финансовые средства, и второй основной задачей комитета общества стал сбор и накопление денег. В пользу общества устраивали благотворительные концерты, спектакли, балы, базары и лотереи. Супруги лифляндских генерал-губернаторов баронесса Мария Ливен, Александра Альбединская и княгиня Анна Багратион, будучи почётными председателями общества, помогали с подарками для лотерей общества. Благодаря их стараниям на общество обратил своё внимание и российский императорский дом.
Благодаря монаршему покровительству членам Благотворительного общества, наконец-то, удалось обратить на себя внимание рижского магистрата, и в 1866 году общество получило сначала участок земли в 775 квадратных метров на «Романовке» (сегодняшняя улица Лачплеша, 108), а год спустя 1000 деревьев из казённого леса для постройки на участке просторного дома для приюта. Новое здание заложили в марте 1864, и к декабрю того же года было уже готово. На торжественное освящение приюта прибыл и генерал-губернатор Альбединский с супругой.
Всего в приюте могло находиться 50 постоянных воспитанников и столько же приходящих. Принимали как мальчиков, так и девочек. Кроме крова, пищи и одежды детей обучали грамоте и счёту, девочек учили шить, готовить, стирать, гладить и вести хозяйство, а мальчики посещали занятия у сапожника. 18 мальчиков пели в приютском хоре и часто пели в церкви Алексеевского монастыря в Старом городе, за что получали до 100 рублей в год. Таким образом воспитанники приюта не только обучались необходимым навыкам, но и обеспечивали приют пожертвованиями, одеждой и обувью. Особо одарённым детям общество предоставляло возможность продолжать учёбу в других учебных заведениях, например, рижских гимназиях, Екатерининском девичьем училище в Москве, Петербургском университете.
Великая княгиня Мария Александровна, герцогиня Эдинбургская
В 1874 году в честь бракосочетания великой княгини Марии Александровны с герцогом Эдинбургским здание на Романовке получило имя «Мариинский детский приют». В 1875 году у приюта появился собственный, утверждённый Министерством внутренних дел, устав. Для будущего существования приюта из фондов русского благотворительного общества выделили неприкосновенный капитал в 50 тысяч рублей. Со временем этот капитал неоднократно увеличивался и к 1892 году составил 82 тысячи рублей.
В честь 25-летнего юбилея государя-императора Александра Второго в 1879 году члены благотворительного общества приняли решение открыть при Мариинском приюте училище для мальчиков. Для нового учебного заведения удалось выделить сумму в 10 тысяч рублей. 18 мая 1882 года на незастроенном участке рядом с Мариинским приютом появилось новое здание, где планировали разместить новое училище, правда, его открытие состоялось лишь в 1885 году, потому что согласование устава и учебного плана несколько затянулось. Училище получило имя царя-освободителя.
Здание Александровского училища во время праздника Белого цветка. Первая половина ХХ века
В 1886 году председатель комитета благотворительного общества Александра Яковлевна Камарина подарила Мариинскому приюту свою дачу в местечке Ной-Дуббельн (сегодня Яундубулты), а купец Иван Матвеевич Мухин рядом с этой дачей построил ещё один двухэтажный дом и обширную столовую на каменном фундаменте. Теперь воспитанники приюта могли проводить летние месяцы у моря.
1890-е годы ознаменовались большими переменами в жизни и устройстве Мариинского приюта и Александровского училища. По ходатайству губернатора М.А. Зиновьева приют и училище получили финансовую поддержку рижского самоуправления и таким образом получили не только официальное признание, но и влились в систему городских учреждений. Кроме того, губернатору удалось выхлопотать для приюта ежегодное пособие от императорского дома. Ежегодно приют и училище получали пожертвование в размере 485 рублей.
Скорбященская церковь Мариинского приюта
Теперь можно было подумать и о расширении заведений. К зданию приюта пристроили каменный флигель, а училище надстроили. Но самое главное: между двумя зданиями возвели домовую церковь. Проект храма разработал архитектор Алексей Кизельбаш. К постройке приступили 4 апреля 1893 года, и в декабре 1894 года храм освятили в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих радость». Иконостас церкви, а также несколько икон были пожертвованы Александрой Яковлевной Камариной.
Вплоть до Первой мировой войны Мариинский приют и Александровское училище успешно продолжали свою работу. За 50 лет существования учреждений через них прошло более 5 тысяч воспитанников. За всё это время из училища и приюта пришлось исключить всего 73 мальчика и 22 девочки, потому что они оказались неподдающимися воспитанию. Стоит отметить, что пребывание в приюте и образование для воспитанников всегда было бесплатным.
В начале 20 века завершилось обустройство зданий приюта и училища на Романовской, 108. На пожертвования купцов Потапова, Гусева и Шишкина все здания были капитально отремонтированы. Протоирей Иоанн Кронштадский подарил домовой церкви приюта церковную утварь. В 1906 году на пожертвования Андрея Ивановича Гусева весь участок приюта обнесли железным забором на каменном основании, а на углу улиц Садовникова и Романовской соорудили небольшую часовню.
Угол ул. Садовникова и Лачплеша. Картина А.Юпатова. 1947 год
С началом Первой мировой войны Мариинский приют эвакуировали в город Ливны Орловской губернии, там позднее приют присоединили к местному детскому дому. Здания приюта и училища в Риге поначалу были заняты под беженцев. Члены благотворительного общества, кто ещё оставался в городе, как могли, пытались сохранить имущество приюта и училища, но в 1919 годы занявшие город большевики всё распродали на аукционе. После освобождения города в здание Александровского училища въехала городская кухня, а в здании приюта вновь разместились беженцы.
В 1922 году Рижское благотворительное общество для призрения русских бедных возобновило свою деятельность. Принадлежавшие обществу дома на Лачплеша и в Яундубулты удалось вернуть, но они находились в ужасном состоянии. Здание Мариинского приюта было с прохудившейся крышей и частью без окон, здание Александровского училища было хотя и занято, но находилось в плачевном состоянии. Что же до дачи в Дубулты, то из-за неё вообще пришлось судиться и полностью вернуть её обществу удалось только к 1927 году.
Территория Мариинского приюта в 1944 году. Аэрофотосъемка
И вновь благодаря пожертвованиям, в первую очередь Алевтины Герасимовой, купца Камкина и других состоятельных горожан здания на Лачплеша, 108 удалось привести в порядок. В 1923 году обновили ограду участка. После того как здание приюта покинул Эмигрантский комитет, туда въехала русская средняя школа. Здание Александровского училища было сдано городу под ремесленное училище. В 1927 году у всех построек обновили крышу и укрепили столбы каменной ограды.
Теперь комитет общества обратил больше внимание на поддержку нуждающихся, возвращающихся в Ригу из Советской России. У общества сохранились небольшие капиталы в III Рижском обществе взаимного кредита и, используя эти деньги, пыталось помочь всем нуждающимся. Кроме того, для членов общества ввели добровольные пожертвования в размере 50 рублей в год. На эти деньги нуждающимся помогали едой, одеждой и жильём, устраивали на работу, помогали лекарствами, лечением или поездками на курорт в Кемери.
На вечере былин и сказок
Финансовой основой деятельности общества по-прежнему оставались благотворительные концерты, так называемые «воскресники». Их устраивали, во-первых, чтобы собрать пожертвования, а во-вторых, предоставить молодым людям место для встреч, танцев и общения. В послевоенные годы, когда многие семьи бедствовали и не могли пригласить никого в гости, такие вечера играли важную роль в жизни общины. Часто подобные вечера устраивали в гимназии Тайловой или в Русском клубе. Со временем жизнь общины наладилась и надобность в «воскресниках» отпала, но им на смену пришли общерусские вечера с литературными дебатами, концертами и театральными инсценировками. В этих вечерах участвовали и другие общественные организации русской Риги.
Надёжными спонсорами общества были русские предприниматели, чьи фирмы пережили лихие военные годы. Товарищество братьев Поповых, Акционерное общество братьев Камариных, фирмы Антипова, Камкина и Трофимова. Представители фирм входили в правление общества. По их инициативе пожертвования собирали и по подписным листам. Благодаря авторитету русских купцов сбор пожертвований всегда приносил необходимые суммы.
До 1930-х годов в здании ремесленного училища работала Рижская правительственная русская гимназия, а в бывшем здании приюта разместилась специальная школя для глухонемых. Скорбященскую церковь Мариинского приюта взяли под свою опеку организации скаутов и соколов (члены гимнастического общества «Сокол»). Часть помещений сдавалось под магазины и мастерские. Вплоть до Второй мировой войны вся недвижимость на участках по адресу Лачплеша, 106/108 принадлежала Русскому благотворительному обществу.
Протоирей Иоанн Журавский у алтаря Скорбященской церкви
В 1941 году общество было ликвидировано, а всё его имущество национализировали. Во время нацистской оккупации Риги на Лачплеша, 106/108 существовало несколько учебных заведений и комитетов, но после окончания Второй мировой войны сюда снова вернулось ремесленное училище. Всё это время несмотря ни на что свою работу продолжала Скорбященская церковь. Здесь настоятелем некоторое время служил протоирей Иоанн Журавский.
В советской Латвии старорежимные приюты и училища оказались не нужны, не было нужды и в церквях. Так в 1964 году все постройки на Лачплеша, 106/108 снесли. На их месте появились новые безликие корпуса профессионального училища. Сегодня уже ничего не напоминает ни о приюте, ни о храме при нём.
Да, были люди, которые творили благие дела! Помяни Господи их души во царствии Твоём!
НравитсяНравится