Нелёгкая жизнь театра оперетт

Оперетта – лёгкий, весёлый жанр. Музыка, песни, танцы, незамысловатый сюжет и вечный праздник жизни со счастливым концом. Но на деле – это огромный труд, дорогие костюмы, множество занятых актёров всевозможных жанров и, зачастую, пренебрежительное отношение со стороны артистов более «серьёзных» жанров. Этого всего было много в истории старого рижского театра, связанного с этим жанром.
В современном понимании оперетта как жанр появилась лишь в середине 19 века и первые театры, выстроенные специально для оперетт, начали появляться в Европе далеко не сразу. «Маленькие оперы», а именно так переводится с итальянского название жанра, ставили до этого в обычных театрах, в музыкальных кабаре и других увеселительных заведениях. Рига не была исключением, где оперетты шли на сцене городского театра. И вот в 1905 году владелец рижской гостиницы «Stadt London» в старом городе Фридрих Зайдман и актриса Н.М.Пушкина объединились и создали новый театр оперетты «Аквариум», названный так в честь одноимённого театра в Санкт-Петербурге.

88590n
Зал театра «Аквариум», позднее «Альказар»

Новое здание для театра расположилось во дворе дома на Александровской улице, недалеко от Александровского рынка. Сегодня это здание на улице Бривибас, 96. Проект театра разработало инженерное бюро Эдмунда фон Тромповского, а работами руководил строительных дел мастер Медне. На первом этаже разместился просторный зал, выдержанный в белых, красных и золотых тонах. Его внешний облик разработал художник Теодор Гартман, автор интерьера театра «Аполло» в Гризинькалнсе. Он же создал эскиз для сцены театра. Стены зрительного зала украсились росписью работы Адольфины Гартман. Богатый лепной декор зала, венки, гирлянды, карнизы и капители, создала известная рижская мастерская «Lotze und Stoll». Специалисты по достоинству оценили хорошую вентиляцию невысокого по театральным меркам зала.

EvT_Portrait
Эдмунд фон Тромповский

Новый театр открылся 19 января 1905 года опереттой «Новые драматизированные песни цыган» на русском языке, в которой в небольшой роли выступала и сама хозяйка театра Н.М. Пушкина. Второй акт оперетты проходил в ресторане и в сюжет были вплетены музыкальные и танцевальные номера, в которых участвовали немецкая и французская служанки-субретки. Это особенно понравилось многонациональной публике. За представлением последовал бесплатный концерт. Места в ложе стоили 6 рублей, прочие места за столиками по одному рублю, а оставшиеся по 75 копеек.
Театр посещали весьма неплохо, вполне на уровне других увеселительных заведений Риги, которые находились куда ближе к центру города. Тем не менее, спустя год дирекция театра решает переименовать заведение в «Альказар», ещё одно популярное название увеселительных заведений в Европе. Помимо оперетт театр-варьете предлагал теперь костюмированные балы и семейные вечера по образцу репертуара театра «Аполло». Варьете постепенно вытесняло оперетты, которые требовали больших затрат. В 1907 году Н.Пушкина покинула пост руководителя театра, и он окончательно превратился в варьете и с тем стремительно терял популярность.

1937 Jubilaeum
Альдуин Кувальд

В ноябре 1907 года заведение приобретает Альдуин Кувальд. Он родился в небольшой деревне в Гайкской волости. Приехал в Ригу и, как и многие другие, пытался найти себя в сфере услуг. Первым самостоятельным делом Альдуина стало кафе «Линден» на бульваре Паулуччи, сегодняшней улице Меркеля, а затем и успешная гостиница «Франкфурт-на-Майне» на главной улице города – Александровской. Приобрести потрёпанный, неуспешный «Альказар» его побудило желание заняться театральным делом. Он не только приобрёл небольшое деревянное здание театра, но и дом, выходивший на Алксандровскую улицу, куда вскоре переселился и сам. К своим проектам он подходил основательно и лично следил за работой своего нового заведения, которое гордо окрестил «Театр Казино». Такое название распространено в Швейцарии и дословно «маленький дом». До сих пор в альпийской стране так называют ресторан, где можно насладиться театрализованными представлениями. У Кувальда же получился просторный крытый летний театр, который пристроили к старому деревянному залу. Летом представления были на двух сценах заведения, зимой только в старом зале. Всего же перестройка здания обошлось Кувальду в 20 000 рублей.
При Альдуине Кувальде дела в «Театре-Казино» быстро наладились. Заведение предлагало разнообразную программу на любой вкус, а его владелец не скупился на рекламу, не удивительно, что публика быстро обратила внимание на новое заведение. Особенно популярным новое заведение стало у мужской публики, потому как программа делала особенный акцент на выступлении прекрасных певиц, которые пели на различных языках. Программу каждого вечера дополняли иллюзионисты и кабаретисты – эдакие предшественники современного стендапа. Вот так описывает в незамысловатой песенке по случаю открытия театра-варьете певица Гейди Гердина:
С недавних пор известен в Риге
Один театр-варьете.
Сюда стекается намедни
Всё городское «сосьете»!
Директор Кувальд понимает
Желанья публики своей.
И потому он предлагает:
«В «Казино» спеши скорей»!
В этом месяце тяжёлом
Совершил переворот
И из старого театра
Варьете создал он, вот!
Словно лампочка сияет
Наш директор, счастлив он.
Деньги кассу заполняют
В зале гости, зал битком.
Приходи и ты в «Казино»
Александровская, 80-й дом
Каждый вечер здесь искусство
И весёлое притом!
Публике оно по нраву
Радость нам оно несёт,
Потому и валом валит
В «Казино» честной народ.
Действительно, Альдуину Кувальду удалось создать на месте небольшого театрика с красными плюшевыми занавесками и небольшим залом просторный летний театр на 600-700 мест с садом, хорошей кухней. В дополнение к этому он поработал над программой и постарался привлечь и семейную, а потому более состоятельную публику, и его заведение могло успешно конкурировать с заведениями на Елизаветинской и других, более близких к центру, театров и варьете. Дела быстро шли в гору, и Кувальд задумал перестроить здание.

fs_0_1455745299

Самолёт Теодора Калепа, выставлявшийся в зале «Казино»

Но не только о прибыли думал Альдуин Кувальд, будучи страстным поклонником спорта, он решил поддержать Рижский студенческий клуб воздухоплаванья и самолётов и предоставил им для проведения первой выставки клуба своё здание, которое и так собирался перестраивать. По приказу Кувальда между столбами театрального навеса натянули брезентовые полотнища, и получился просторный зал для выставки. В марте 1910 года под железными конструкциями навеса летнего театра Кувальда разместились модели аэропланов и несколько настоящих летательных аппаратов, в том числе и аэроплан Теодора Калепа. Выставка имела успех у публики даже несмотря на то, что входные билеты были поначалу доступны не всем.
После окончания выставки приступили к демонтажу старого здания летнего театра. Новое кирпичное строение возводили по проекту инженера-архитектора Саломона Нудельмана, уроженца Одессы и выпускника Рижского Политехникума. К сожалению, в Риге архитектор создал всего несколько зданий и впоследствии уехал в Америку, где его следы потерялись. Внутренние помещения нового театра предполагали роскошную отделку и её поручили венгерскому скульптору Фердинанду Влассаку. Театр был рассчитан на 800 зрителей, в партере располагались места у столиков и нумерованные ряды для зрителей попроще, на балконе разместились 25 лож. Оркестровая яма театра вмещала оркестр в 22 человека. Зал освещался электрическим светом, также электрическим было и отопление, хотя к нему в дополнение устроили и паровое. Сцена была заметно больше предшественницы и была оснащена по последнему слову техники.

20180630_104813
Новый зал театра «Казино»

После грандиозного открытия нового здания 22 марта 1911 года в газете «Rigasche Rundschau» появился небольшой отзыв о новом варьете Кувальда: «Раньше здесь стояла ободранная мебель, висели пыльные красные занавески и ложи, которые скрывались где-то там у сцены и вели более-менее чистую жизнь. Из клубов табачного дыма и пивных испарений время от времени возникали всё новые руки и ноги, которые различались не по тому, что они делали, а скорее по своему объёму. И, в общем и целом, получилась Je ne sais qui из запретного и кабачка на периферии. И вот теперь первое, что бросается в глаза – это высокий светлый зал с прекрасной вентиляцией. Чистый воздух вплоть до самых удалённых уголков, где ничего не может спрятаться. Короче говоря, можно не сомневаться, мы в настоящем театре-варьете. Полный ожидания и с хорошим предчувствием зритель ждёт, пока пройдут обязательные увертюра и вступительные номера, обычно ничем особенным не примечательны и малоинтересны. Но после антракта зритель вполне удовлетворён: Анни Клихен и Кетьхен Эрбен, les Auberis и комик за роялем – все на уровне ведущих театров-варьете Европы. Их выступления привлекают внимание публики: пара взглядов, оторвавшихся от тарелок, немного внимания в паузе между важными разговорами и дружелюбная улыбка. И вот, наконец, Halleys Royal Juveniles? 20 английских девиц! Что тут скажешь? Восхитительно! Вот они все тут: восхитительные детские ножки и лёгкие белые юбочки. Маленькие, длинноногие танцовщицы двигаются с бесконечной грацией, пусть порой немного неуклюже. Все движения публика знает уже наизусть, но вот нечто новое: детский танец, который юным артисткам удаётся куда лучше, нежели скучные хороводы и надоевшие менуэты. Но и звонкие детские голоса, тонкие и искренние, звучат как надо. Больше ничего нет, но и этого достаточно. Английские голоса завораживают. Алиса Карвер, стрелок-виртуоз, завершает программу. Яичная скорлупа летит во все стороны и публика уже почти поверила в колдовство!»

Hayleys-Juveniles-b-1024x715
Труппа Halleys Royal Juveniles

Но и жанр оперетты не пропал в здании театра «Казино». Всё в том же 1911 году частью программы была популярная оперетта «Гретхен». Но всё же основной публикой заведения были мужчины, для них Кувальд устраивает боксёрские поединки профессионалов и обустраивает «кавалерские комнаты»: в баре, отделанном в более тёмных тонах, под негромкие звуки рояля, гости могли отдохнуть у стойки или в массивных кожаных креслах, выкурить сигару и спокойно обсудить дела насущные. Особым подарком рижским джентльменам были гастроли знаменитой французской танцовщицы, настоящей звезды «прекрасной эпохи» Клео де Мерод. В своё время она была музой для многих известных художников, включая Эдгара Дега и Анри де Тулуз Лотрека и, по слухам, вскружила голову бельгийскому королю Леопольду II, которого французская публика по этому поводу даже окрестила Клеопольдом. Знаменитая танцовщица гостила в рижском театре «Казино» 31 мая 1914 года. Это стало последним громким номером театра на долгие годы.

1895-clc3a9o-de-mc3a9rode-danseuse-et-icc3b4ne-de-beautc3a9-franc3a7aise-1875-1966-photographie-de-reutlinger-paris-2.jpg
Клео де Мерод
Началась Первая мировая война. Содержать варьете в новых условиях было непросто. В 1915 году приходится отменить плату за вход и заведение зарабатывало только на продаже выпивки и нехитрых блюд. Альдуин Кувальд решает сдать помещения Латышской опере, чьи представления, например опера Руджеро Леонкавалло «Паяццо», опера Безе «Кармен» и другие шли с переменным успехом. За вход взымалась плата от 3 до 200 копеек. Этот театр в 1913 году основал Павулс Юрянс – певец, дирижёр и композитор. Первый сезон она выступала в зале Рижского Латышского общества, но там разместили военный госпиталь и потому артисты вынуждены были перебраться в театр «Казино». Здесь также устраивали первые большие концерты латышского симфонического оркестра. Летом 1915 года, однако, Латышская опера прекратила существование.

88591N

Бар в театре «Казино»

В пятницу 2 октября 1915 года Кувальд открыл кинотеатр «Казино». Здесь демонстрировали художественную драму «Скорбящие души» в 3 частях с участием лучших итальянских артистов. В дополнение к основному фильму шли также документальный фильм «В мире солнца и цветов», комедии «Компрометирующие письма» и «Природа мачехи», а также документальный фильм-комедия «Испытательные полеты гидроплана». Киносеансы начинались по рабочим дням в 17.00, по воскресеньям в 14.00. Но киносеансы не очень нравились публике. Летом 1916 года в «Казино» выступал театр «Петроградский Фарс» с французской постановкой в трёх актах, а осенью – оперетта под руководством О.Г.Линнеберга. В июне 1917 года театр «Казино» был закрыт за продажу алкогольных напитков.
Свою работу заведение возобновило в 1920 году, когда Альдуин Кувальд сдал помещения театра. Теперь это было кино-варьете «Казино». На момент открытия кинотеатр располагал самым крупным зрительным залом в Риге. Помещения соответствовали всем требованиям крупных городов. Программа открытия кинотеатра включала драму в 3 частях «Её сын», американскую юмореску «Два обеда за одну марку», а также большую программу варьете с различными выступлениями. Представление сопровождал большой концертный оркестр под управлением господина Бланка. В 1924 году в помещениях казино находился спортивный клуб «Magnets», но к 1929 году все договора аренды кончились и Альдуин Кувальд вновь взял управление заведение в свои руки.

1929 Kino
Реклама кинотеатра «Казино»

Вплоть до 1939 года кино, театр и ресторан «Казино» оставался одним из ведущих развлекательных заведений Риги, хотя здесь в основном демонстрировали фильмы, уже прошедшие в центральных кинотеатрах, но это были новейшие премьеры европейского и советского кинематографа. Как и раньше варьете, так и теперь публика охотно посещала заведение Кувальда. К сожалению, в 1939 году Альдуин вместе с семьёй решил покинуть Латвию и репатриировался вместе с прибалтийскими немцами. Он попал в ныне польский город Познань, где спустя несколько лет и умер. Рижане очень быстро забыли предприимчивого ресторатора.

В июле 1940 года кинотеатр переименован в «Спартак». Вот, как об этом писала газета «Cīņa»: «Кино «Спартак» (бывшее «Казино»). С 27 июля замечательный жизнеутверждающий и исполненный радостью от труда фильм «Трактористы». Цены мест, начиная с 30 сантимов. (Объединение «Советский фильм»)». После национализации кинотеатр перешел в ведение профсоюза, но был доступен для широкой публики: «этот кинотеатр задуман не только для членов профсоюза. Его может посещать любой любитель киноискусства. Все доходы от кинотеатра направляются на улучшение культурной работы профсоюзов. Комитетам рабочих на местах рекомендуется организовывать коллективные посещения кинотеатра, заранее связавшись с бюро по образованию и культуре объединения профсоюзов ЛССР и руководством кинотеатра. В кинотеатре «Спартак» показывают только высокохудожественные фильмы. На этой неделе демонстрируется фильм «Белеет парус одинокий», писала всё та же «Cīņa». Кроме кинофильмов в кинотеатре устраивали выступления артистов, проводилось своеобразное мероприятие для зрителей – коллективное разучивание и исполнение советских песен.

40_F-13406_png_1600x1200_watermark-zl_watermark-r20xb20_q85
Здание на улице Бривибас 96

В годы немецкой оккупации кинотеатр по-прежнему назывался «Казино», а после войны кинотеатр «Спартак» открылся демонстрацией художественного фильма «Машенька». Но уже год спустя здание было передано новому Государственному театру музыкальной комедии. В 1951-52 годах здание немного перестроили и обновили интерьер. Перестройкой руководил архитектор А.Богаченков. Здание театра скрылось за невыразительными домиками, выходившими на улицу Ленина (бывшую Александровскую, ныне Бривибас) и оттого создавалось тихое, камерное пространство, как нельзя лучше подходящее к театру. Но вот внешний вид здание немного преобразился.

Foje
Фойе театра оперетты в 1952 году

Вход в здание украсился массивным портиком с колоннами, украшенными пятиконечными звёздами, а на фасаде появились декоративный фриз и лавровый венок с лирой в центре. Двери театра украсились замысловатым кружевом кованых решёток. За дверьми расположились вестибюль, кассы, просторные гардеробы для зрителей и опоясывавшее зрительный зал широкое фойе, выдержанное в серебристо-злотых тонах и освещённое многочисленными люстрами и бра. В большой зал можно было попасть через восемь дверей. Сам зал стал немного сдержанней, место столиков теперь занимали ряды мягких кресел, обтянутых синим плюшем. Общая цветовая гамма зала: синий, золотой и цвет слоновой кости. Сам театр был оснащён по последнему слову техники от осветительных приборов до собственной подстанции и телефонной централи. Всего в театре могло разместиться 800 зрителей.

20180630_102053
Зал театра Оперетты после перестройки

За сценой на трёх этажах разместились различные складские помещения для театрального реквизита и удобные грим-уборные для артистов. Теперь в одном здании объединились две труппы театра: русская и латышская, а также большой оркестр, хор и труппа танцоров, и места потому нужно было очень много. Театр музыкальный комедии располагал в то время одной из самых больших театральных площадок Риги. В 1952 году он открылся постановкой оперетты лауреата Сталинской премии Юрия Милютина «Трембита». В целом же новый театр ставил по три-четыре премьеры в сезон.

1952 zvaigznetrembita
Сцены из оперетты «Трембита» в Рижском театре музыкальной комедии

Несмотря на то, что жанр оперетты часто считался «лёгким» и не привлекал «серьёзную публику», рижскую оперетту высоко ценили не только рижане, но и театралы всего Советского Союза. Русскоязычная труппа часто гастролировала и занимала первые места в различных конкурсах, а вот латышские представления особенно полюбила районная публика. Каждый день перед театром можно было увидеть автобусы, которые привозили на представления колхозников со всех концов Латвийской СССР. Чтобы поддерживать высокий уровень дирекция театра приглашала и именитых режиссёров к сотрудничеству, так в 1963 году оперетту «Огоньки» Георгия Свиридова ставил знаменитый латвийский театральный режиссёр Эдуард Смильгис.

Smilgis
Эдуард Смильгис в рижском театре оперетты

С 1963 года театр официально именовался Рижским театром оперетты. За свою историю он пережил множество прекрасных постановок. За сезон его представления посещали до 300 000 человек. Наряду с достаточно «буржуазными» классическими опереттами вроде «Летучей мыши» или «Сильвы» в театре шли и современные советские оперетты, например, «Севастопольский вальс» или «Аннеле», о жизни латвийских крестьян. Руководители театра Вольдемар Пуце, Карлис Памше и Ольгерт Дункерс следили за тем, чтобы театр шёл в ногу со временем и не терял достигнутого уровня. Особенностью театра оставалась его многонациональность: имея две труппы латышскую и русскую можно было брать лучшее от каждой из них и демонстрировать поистине высокий уровень искусства оперетты.

 

Директора театра оперетты Вольдемар Пуце, Карлис Памше и Ольгерт Дункерс

Но, как и у каждого театра, у Рижской оперетты тоже вскоре начался кризис. К концу 1980-х годов труппа театра заметно состарилась, городская консерватория смогла выпустить только один актёрский курс, да и там не нашлось ни одной примы. Менялись предпочтения публики, и на костюмированные представления – спрос быстро падал, начались финансовые проблемы. К тому же здание театра нуждалось в ремонте и выглядело уже не столь привлекательным. Поставленные в сотрудничестве с Раймондом Паулсом спектакли пользовались успехом в Латвии и за рубежом, но спасти театр от банкротства они не смогли.

1985.g._5.oktobrī_operetes_teātra_40.sezonu_uzsākot_png_1600x1200_watermark-zl_watermark-r20xb20_q85
Труппа театра оперетты в 1985 году

После восстановления независимости на волне национализма решили ликвидировать русскоязычную труппу, но это разрушило всю атмосферу театра. На новые представления, которые всё больше напоминали варьете, ходило всё меньше публики и решение тогдашнего директора Ольгерта Дункурса вынести из зала ряды кресел и вернуть столики на 300 зрителей окончательно подтолкнуло театр к финансовому краху. Погрязший в долгах и творческом кризисе театр закончил своё существование в 1996 году.

20180629_113423
Фасад театра Оперетты в 1990-е годы

Но здание не осталось пустым. Здесь открылся ночной клуб «La Rocca» и вместо театрализованных представлений здесь появилось настоящее казино и дискотека. Но это место быстро обросло криминальной славой: сначала там, по слухам, орудовали наркокурьеры, потом там часто случались драки и, наконец, министру культуры Хелене Демаковой угрожали, поскольку она препятствовала приватизации здания бывшего театра оперетты. Само здание перестроили, но декор, сохранившийся с перестройки 1952 года, сохранился.

_1201098971
Зал бывшего театра оперетты после пожара

27 декабря 2007 года здание ночного клуба «La Rocca» загорелось. Огонь быстро охватил здание, и пламя было видно даже с улицы Александра Чака в нескольких кварталах от очага. Возгорание началось в 10 утра и посетителей в клубе уже не было, жителей окрестных домов также удалось вовремя эвакуировать так что жертв удалось избежать. А вот само здание пострадало очень сильно: обрушилась крыша главного зала, и погибло всё то, что уцелело во многих перестройках здания.

20180622_144200
Здание театра оперетты сегодня

Сегодня здание восстановлено и тут вновь работает ночной клуб. Возродился и театр оперетты, в 2013 году был основан Латвийский фонд оперетты, главной целью которого стало восстановление постановок в Латвии. Сейчас театр оперетты работает в различных помещениях, например, в зале общества Зиемельблазма, а здание на Бривибас, 96 сдано в аренду до 2025 года. Может быть, оперетта сюда ещё вернётся?

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s