Легенды безымянного моста

Это был подарок Риге от Красной армии. Как и положено подарку он был пышный, даже где-то вычурный. Как это часто бывает, подарок подготовили, чтобы удивить, показать себя. И, как и любой другой подарок, преподнесённый публично, он вызвал неоднозначную реакцию. У него не было официального названия, кто-то говорил «Вальдемаровский», кто-то называл его «Английским», кто-то «Женским», но чаще всего просто – «Деревянный мост».
Отступая в 1944 году, войска немецкой армии разрушили все рижские переправы. Взорванными и развороченными лежали в Даугаве пролёты железнодорожного и Земгальского мостов, разметало по реке понтоны плавучего моста, взрывами разрушена городская набережная. Пришлось в срочном порядке разминировать руины и налаживать новые, временные переправы. Но на дворе поздняя осень, впереди зима и есть время, чтобы подумать о более надежном способе переправляться через Даугаву. К весне был нужен новый мост.

Saspridzinātais Pontontilts 1944. gada oktobrī
Взорванные рижские мосты

Задачу поставили перед военно-дорожным управлением №8. За несколько месяцев возвести мост из металла и бетона невозможно. Пока будет составлен проект, пока фабрики получат сырьё, которого в Прибалтике и так не хватает, пока будут готовы конструкции, придёт весна и город останется без столь необходимой переправы. Майор Антонов нашёл единственно верное решение: нужно строить из тех ресурсов, что есть здесь, в Латвии, а край этот богат лишь лесами. Своими соображениями Антонов поделился с инженером-майором Стрельцовым и главным инженером Медчиным. «–Что ж, раз нет металла, будем строить из дерева», – сказал начальник строительства моста Стрельцов. Среди других участников обсуждения тут же возникли вопросы: «Деревянный мост такой длинны, возможно ли это?», «Стройка такого масштаба во время войны, справимся ли?» Но тут Стрельцов спрашивает: «А какие у вас будут предложения?» Предложений не было. 25 ноября 1944 года поступил приказ начать строительство нового моста в Риге.

Strelcov i Stolarskaja
Начальник строительства моста Стрельцов и младший лейтенант Столярская

Вскоре из Москвы пришёл и проект нового моста. Как и заказывали: из дерева с арочными конструкциями системы Лангера. Сооружение столь сложной конструкции требовало внимания к каждой детали. Если по недосмотру в стройматериал закроется ошибка или окажется незамеченный изъян в несущих конструкциях, то вся работа может пойти насмарку. Тут нужно, чтобы автор проекта присутствовал. И вот в Ригу приехал автор проекта, молодая архитектор, младший лейтенант И.А.Столярская. Она родилась в 1915 году в Москве и совсем недавно окончила московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) и уже успела разработать несколько проектов мостов для российской глубинки.

mosty-derevyanye
Схожий с рижским проект деревянного моста системы Лангера

Вот, что она вспоминала впоследствии: «Война застала меня только что окончившей институт. Опыт приходилось приобретать в процессе работы. Вначале наша группа занималась проектированием наплавных мостов в Московской области, затем на Волоколамском шоссе, а потом и многих других мостов. Вспоминается такой штрих, характеризующий нашу недостаточную подготовленность к войне. При проектировании мостов нам приходилось пользоваться атласом Патона, составленным еще после первой мировой войны — более свежих данных в нашем распоряжении не имелось. И все же, несмотря на это, проектировали мосты быстро, на достаточно высоком техническом уровне, в ряде случаев создавали проекты уникальных по тому времени деревянных мостов с пролетами более 60 м. Военные годы многому нас научили. Приходится только сожалеть, что многое уже забылось. Достаточно вспомнить строительство моста в Риге. Какой энтузиазм вызвало оно среди населения. Этот факт останется у меня в памяти на всю жизнь».

Dvf9_SnWsAEZy0i
Один из проектов Вальдемаровского моста. 1939 год

Теперь нужно было определиться с местом для моста. Его выбрал сам майор Антонов. Он обмерял глубину реки, профиль и особенности берегов. В итоге предложил строить у рижского замка, там, где на набережную выходила улица Кришьяна Валдемара. В этом, однако, не было ничего удивительного. Ещё до войны здесь собирались строить новый рижский мост, прозванный в прессе Вальдемаровским, в честь улицы, которая на него должна была выходить. На новый мост уже успели собрать деньги, но по разным причинам строительство откладывалось, а потом началась война, и было уже не до моста. Сторонники Красной армии ликовали: вот, то, что не смогли построить буржуи теперь смогут красноармейцы. Противники злословили: место неудачное, грунт зыбкий, переправу там не стали возводить по веской причине, потому и новый мост долго не простоит. Правы оказались и те и другие.

Voldetilts (1)
Новый деревянный мост незадолго до окончания строительных работ

1 декабря 1944 года началось строительство деревянного моста. Для дорожного управления под руководством Стрельцова это был уже не первый, а примерно 300-й мост. Их мосты стояли в Новгороде, над рекой Великой в Пскове, над латвийской речкой Айвиексте… Помогали в строительстве и рижские заводы, и фабрики. Так, на заводе «Вайрогс» изготавливали все металлические детали моста, на мебельной фабрике готовили балки для ферм моста, а в Латгалии заготавливали древесину для свай. Это была особенно сложная задача: из каждых 60 предложенных стволов годились только два. Русло Даугавы песчаное и сваи приходилось вгонять на глубину 10-20 метров. Всю древесину доставляли на лесопилку в Яунциемсе, где её нужно было пропитать антисептиком, но, увы, в военное время достать это вещество не представлялось возможным. Потому обратились к учёным. Под руководством профессора Арведа Калниньша изготовили необходимый состав, но и его на все детали моста не хватило.

валдемаровский-мост (2)
Строители нового деревянного моста

На строительстве моста трудились не только сапёры и строители из рядов Красной армии, но и простые рижане и ржанки. Одна из них, О. Спреде, руководитель женской бригады, впоследствии вспоминала: «Подчас было очень трудно. Мёрзли руки, холодный ветер сшибал с ног. Но мы видели, как, не жалея сил, в холодной воде работали строители-фронтовики, и мы гнали прочь усталость. Однажды, закончив смену, мы собирались уходить домой, когда узнали, что все бойцы остаются в ночную смену, но для работы им не хватает досок. – Подруги, останемся на пару часов, – предложила я. Ни одна из 20 работниц моей бригады, несмотря на усталость, не отказалась остаться. Мы обеспечили строителей нужными материалами». Читая подобные воспоминания, некоторые западные издания и обозвали новый мост Женским.

1946 Tilts
Новый мост незадолго до открытия

Спустя 105 дней после начала строительства мост был завершён, на 10 дней раньше намеченного срока. Приёмная комиссия оценила работу на отлично. Мост вышел не только функциональным, но и очень нарядным, вполне в духе сталинской архитектуры. У въезда на мост на высоких пьедесталах стояли скульптурные изображения бойцов Красной армии. Их создали скульпторы Мартиньш Шмальц и Леонгард Грабинский. Перила моста украсились красивой резьбой. Оригинальные резные консоли можно было увидеть и у опорных элементов сооружения. Но важной частью была всё-таки функциональность моста. Его опоры снабдили ледорубами, а значит, что обычные для Риги весенние ледоходы будут ему не страшны. Для пешеходов оборудовали тротуар, а ещё на мосту проложили рельсы, чтобы здесь мог двигаться трамвай. Длина моста составила 564 метра, длина каждого пролёта моста насчитывала 61 метр. Движение по мосту разрешили уже 10 марта 1945 года, а его открытие было намечено на 18 марта.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Торжественное открытие моста 18 марта 1945 года

Торжественную церемонию открытия возглавил Август Кирхенштейн, Председатель Президиума Верховного Совета ЛССР. Выступали председатель Рижского горисполкома А. Деглав, секретарь ЦК компартии Калнберз и другие видные деятели. Открытие моста запечатлели и кадры кинохроники. Вот мост ещё пустой, он украшен большими портретами Ленина и Сталина и гербом. Вот А.Кирхенштейн и Калнберзс торжественно перерезают ленточку. Вот по мосту, украшенному красными флагами и гирляндами, идёт первая демонстрация, а вот и первый трамвай пересекает новую переправу. Жители Риги поздравляют строителей моста с окончанием работ.

Cvety
Рижанка вручает букет начальнику строительства моста Стрельцову

Мост быстро стал негласным символом новой советской власти. Его помещали на картины, открытки и плакаты. Что интересно, названия ему не придумали. В прессе он фигурирует либо как «деревянный мост» либо как «мост у улицы Вальдемара», позднее «мост у улицы Горького». Для западной прессы он становится «Вальдемаровским мостом». Но думается, что в Риге все понимали, что мост — это временное решение и рано или поздно его сменит другой, вот и не заморачивались с названием.

img132
«Рига. Мосты будущего» 1950 год. Картина архитектора Сергея Антонова

А потом начались будни, и выяснилось, что мост очень неудобный. Ширина проезжей части немногим больше 7 метров и движение транспорта возможно только в одну сторону. Когда по мосту шёл трамвай остальное движение останавливалось. Зарубежные издания, следившие за ситуацией в Риге и Латвии, тут же поспешили отметить это обстоятельство и пустили слух, что эта промашка автора моста И.Столярской, за что она теперь находится в тюрьме. Правда, это не соответствовало действительности. Талантливая младший лейтенант продолжала свою деятельность и 20 лет спустя уже носила звание инженер-капитана.

293_001
Открытка с изображением моста

Схоже описывается и атмосфера вокруг моста. Западные газеты ещё в середине 1950-х годов отмечают, что мост охраняют красноармейцы с винтовками и зорко следят, чтобы на мосту никто не останавливался. Между тем такой надзор действительно был и играл важную роль, потому что мост узкий и было крайне необходимо следить за организацией движения. К тому же мост был деревянный и не исключался риск возникновения пожара, потому на мосту запрещалось курить, и нужно было особо следить за порядком.

Soldat
Красноармеец у перил моста

Но вот насчёт некачественной обработки древесины и прочих недоделках западные таблоиды, увы, были правы. Самым слабым местом моста был деревянный настил. Его постоянно приходилось латать, пытались даже в асфальт закатывать, но все не помогало. На мосту собиралась влага, зимой с него свисали огромные сосульки, дерево быстро приходило в негодность и портило внешний вид сооружения. Сработанные из гипса скульптуры красноармейцев тоже не выдержали балтийского климата и их быстро убрали.

Valdemara_tilts_1946
Вид с деревянного моста на строительство Октябрьского моста и взрывные работы по ликвидации заторов льда на Даугаве

В 1957 году открылся новый Октябрьский, ныне каменный, мост и находившийся на его месте понтонный мост решили перенести ближе к деревянному. Год спустя использовали уже оба моста, но было принято решение, что на месте деревянного моста должен появиться новый, капитальный мост. Старый чёрный мост уже окончательно воспринимался пережитком прошлого, и многим не терпелось сдать его на свалку истории. Так уже в 1958 году мост был закрыт и начался демонтаж трамвайного полотна. Рельсы хорошо сохранились и их планировали использовать в обновлении трамвайной сети города.

Valdem__ra_un_Pontonu_tilti

Понтонный мост рядом с деревянным мостом, конец 1950х

Valdem__ra_tilts_1959 eing
Закрытый деревянный мост. Forum.myriga.info

Рижане, однако, привязались к мосту и не хотели с ним расставаться просто так. Кое-кто спрашивал, нельзя ли использовать фермы моста там, где мост нужен, на городском канале, например. Но этой идеей никто не вдохновился. В памяти рижан сохранился героический уход этого моста. Якобы его взорвали для съёмок какого-то фильма про войну. Однако фотографии говорят о том, что мост просто постепенно разобрали. Да, части моста приходилось взрывать, может, поэтому и родился слух про съёмки фильма. Как бы там ни было, к 1964 году от моста не осталось следов.

Voldetilts
Снос деревянного моста. Начало 1960-х годов

Сегодня на его месте находится Вантовый мост, и современные рижане уже и думать забыли, что тут когда-то был мост со столь непростой судьбой. Зато остались его легенды: его имя, судьба его создательницы, имена тех, кто создавал мост, ведь в газетах сохранились только инициалы, да и то не все. Окутан легендами и его «уход». Что ж, это хорошо. Легенды всегда будут подстёгивать рижских краеведов изучать историю этого деревянного моста через Даугаву!

Легенды безымянного моста: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s