Короткий век «драконьего стиля» в Риге

Не раз замечаешь: Рига – признанная метрополия югендстиля. Здесь можно найти многие его варианты: от декоративного, вычурного стиля Михаила Эйзенштейна, до строгой классики Эйжена Лаубе. Но самым интересными вышли дома в стиле «национальный романтизм», в нём столько всего намешалось! И финская строгость, и кокетливость немецкого ренессанса, и русские сказочные терема, и экзотика востока и Африки. Но одной краски архитектуре Риги очень не хватает: это нарядности деревянного зодчества Норвегии. Но где Норвегия, а где Рига?! Оказывается, не так далеко!

Типичная норвежская ставкирка в городке Гол. google.de
Типичная норвежская ставкирка в городке Гол. google.de

Когда мы говорим об архитектуре Норвегии, то в голову, в первую очередь, приходят ставкирки – деревянные мачтовые церкви с драконами на коньках крыши. Эдакая смесь христианской архитектуры и типично скандинавского корабля с головой дракона на носу – драккара. Одна из самых известных таких церквей находится в местечке Гол. Когда-то на заре христианизации Норвегии христианство и язычество слились в такой причудливой форме.

Здание Матросской станции близ Потсдама. google.de
Здание Матросской станции близ Потсдама. google.de

Вот так и стояли эти церкви, выстроенные в XII- XVI веках, постепенно ветшая и исчезая, пока в конце XIX века на них не обратили внимания архитекторы-романтики. В моде был национализм, обращение к народным традициям, вот и норвежец Холм Ханзен Мунте в своём творчестве решил обратиться именно к этим необычным строениям и создал стиль, получивший позднее имя «драконьего». Его основные черты: дерево, резные наличники, карнизы и балюстрады, крутые крыши, коньки которых украшали резные головы драконов.1 из 2

Погребальный корабль в местечке Гокстад. wikipedia.org

Моду на «драконий» стиль подстегнули и археологические открытия. И если открытие погребального корабля в местечке Гокстад в 1880 году породило моду на стиль древних скандинавов, то раскопки в Осеберге, в результате которых был найден куда более роскошный драккар викингов, породили настоящую моду на «драконий» стиль во всей Северной Европе. Творения Мунте и внимание к его творчеству со стороны германской императорской семьи только подогревали интерес к средневековым сооружениям скандинавов. Не осталась в стороне и наша Рига.1 из 2

Киоск у Суворовского моста. LNB

Что интересно, у нас «драконий» стиль проявил себя не в частном строительстве, а в основном в муниципальной архитектуре. Первыми «ласточками» стали городские павильоны-киоски, спроектированные городским архитектором Райнгольдом Шмеллингом. Особенно выделялись киоск с общественным туалетом у Суворовского моста, у сегодняшней улицы Кр.Барона 1906 года постройки и общественный туалет у Верманского парка 1909 года постройки. Здесь были и характерные для «драконьего» стиля резные наличники, и деревянные балюстрады, и, конечно же, головки драконов на коньках крыши.1 из 3

Киоск у Николаевской улицы. LNB

В том же стиле, пусть и более скромно, были оформлены и киоски у Николаевской улицы, у Агенскалнсской пристани у улицы Даугавгривас и единственный доживший до наших дней киоск у Царского сада, ныне именуемого Виестурдарзсом. Здесь не было резных драконов, но вовсю использовалась резьба по дереву, крутые крыши и деревянные наличники. Но одними киосками дело не ограничилось, и Рига украсилась двумя внушительными строениями в «драконьем стиле», причём оба из них, пусть и в несколько видоизменённом виде, дожили до наших дней.1 из 2

Киоск у парка Виестура. LNB

На мало примечательной улице Галес на территории Рижской судоверфи сохранился дом заводоуправления. В 1912 году фирма «Ф.Шихау» из Эльбингша приняла решение построить в Риге в местечке Мюлграбен (нынешний Милгравис) свою верфь. Руководить строительством предприятия из Восточной Пруссии приехал инженер фирмы К.Кинаппель. Возможно, и проекты зданий верфи создавали прусские архитекторы, пока это до конца не понятно. Интересно то, что дом заводоуправления был выдержан в норвежском «драконьем стиле».1 из 2

Здание заводоуправления Рижской верфи «Ф.Шихау». http://www.riga-shipyard.com/

В этом нет ничего удивительного, ведь викинги были известными корабелами и мореплавателями. Здание заводоуправления своими формами с множеством ризалитов, которые покрывают высокие ломаные скаты крыши, перекликается с архитектурой норвежских деревянных церквей, а причудливо оформленные окна в духе югендстиля выдают внутреннюю планировку здания. Коньки крыши, как и положено, украшали стилизованные головки драконов. Здание успешно пережило все невзгоды, выпавшие на долю Риги и, пусть и в несколько упрощённом виде, живо и по сей день. Жаль только, что оно находится на территории с ограниченным доступом и сегодня практически неизвестно рижанам.

Здание спортивного клуба. LNB
Здание спортивного клуба. LNB

Совсем другая судьба была у ещё одного здания в норвежском стиле. На самом берегу речки Марупите, что несёт свои воды через просторы Двинского левобережья, стоит красивый деревянный дом. Его на нынешней улице Ояра Вациеша, 2 для Рижского спортивного общества построил рижский архитектор с немецкими корнями Борис фон Бок в 1913 году. Известно, что происходил архитектор из знатной семьи Лифляндских дворян. Его предки приехали на территорию Латвии в 1581 году. Борис принадлежал к старшей линии рода: Бок-Лахмес-Нинигал. Будущий архитектор родился в местечке Нинигал (сегодня деревня Päriнедалеко от Вильянди в Эстонии). Борис успел пожить в Даугавпилсе, где женился на дочери рижского оберсекретаря Катарине Блуменбах, в Риге и Пярну, где родились его дети. К началу ХХ века он прочно обосновался в Риге.

Занятия спортом у здания клуба. LNB
Занятия спортом у здания клуба. LNB

Если посмотреть на старые фотографии постройки, то видно, что это здание мало чем изменилось. По форме оно напоминает крест (помните норвежские церкви), но более точно букву «Т». Это одноэтажное здание с высокой мансардой и мезонином. Дом сооружен на кирпичной основе из дерева. Крышу покрывал шифер, а коньки крыши украшали драконы, выполненные в скандинавском стиле. Фасады здания украшены так же круглыми медальонами, карнизами, а углы крыши акцентированы замысловатыми завитушками. Разнообразие в силуэт здания вносят кирпичные печные трубы, эдакая особенность норвежского стиля Риги. Они выполнены из красного кирпича, с оштукатуренными белыми поясами и с черепичными завершениями.1 из 2

План здания спортивного клуба. LNB

Интересно внутреннее устройство здания. Его главный вход был обращён не к улице, а в сторону прилегавшей спортивной площадки. Входящий сразу попадал с просторный зал, справа от которого располагалась касса и другие служебные помещения. Напротив главного входа расположились раздевалки для дам и джентльменов. К раздевалкам примыкали туалетные комнаты. Слева от входа расположились буфет и кухня, а также «комната для души», помещение, где посетители могли отдохнуть и развлечься игрой на биллиарде.1 из 3

Детали фасада здания. фото автора

Прошло время и зданию пришлось измениться. Его форма и содержание остались – это по-прежнему было здание спортивного общества. Какое-то время оно принадлежало городу, потом долгое время его сдавали различным спортивным обществам. Но вот скандинавские драконы на его коньках, казалось, опустили свои морды. Если присмотреться к ним, то было видно, что на голове дракона вырезаны чешуйки, а у верхушки головы вырезан глаз. Я, когда был маленький, всё время думал, что морда дракона – это выступающая наподобие клюва треугольная часть, оттого и казалось, что он нос свой опустил, но получается, что морды драконов с языком обломились, а заменять их почему-то не стали.1 из 2

Реконструкция здания. фото автора

Реконструкции дом спорта ждал долго и вот в 2009 году она наконец началась. Предполагалось, что здесь будут расположены удобные раздевалки, комнаты для судей и врачей, помещения для спортсменов и зал для теоретических занятий, а также кафетерий. Реконструировали и прилегающий стадион. А вот с резным декором здания поступили по-варварски: резные наличники сняли, исчезли декоративные консоли, головки драконов тоже пропали. В целом здание стало выглядеть проще и потеряло весь свой норвежский стиль. Вот и выходит, что современным рижанам посмотреть на «норвежский стиль» рижского модерна негде.

Здание спортивного клуба сегодня
Здание спортивного клуба сегодня

Что интересно, о «норвежском стиле» в Риге очень мало информации. Ни в книгах о рижском модерне, ни в архитектурных путеводителях о нем нет даже упоминания. Лишь некоторые из книг приводят несколько фотографий зданий в этом стиле. Вот и всё. И вот, что ещё интересно: есть даже отдельная книга о символике дракона в рижском модерне. Так вот, там ни одного из зданий норвежского стиля тоже нет. Такие вот забытые мотивы рижского модерна, приближающие к нам архитектуру далёкой Норвегии!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s