Не раз замечаешь: Рига – признанная метрополия югендстиля. Здесь можно найти многие его варианты: от декоративного, вычурного стиля Михаила Эйзенштейна, до строгой классики Эйжена Лаубе. Но самым интересными вышли дома в стиле «национальный романтизм», в нём столько всего намешалось! И финская строгость, и кокетливость немецкого ренессанса, и русские сказочные терема, и экзотика востока и Африки. Но одной краски архитектуре Риги очень не хватает: это нарядности деревянного зодчества Норвегии. Но где Норвегия, а где Рига?! Оказывается, не так далеко!
Когда мы говорим об архитектуре Норвегии, то в голову, в первую очередь, приходят ставкирки – деревянные мачтовые церкви с драконами на коньках крыши. Эдакая смесь христианской архитектуры и типично скандинавского корабля с головой дракона на носу – драккара. Одна из самых известных таких церквей находится в местечке Гол. Когда-то на заре христианизации Норвегии христианство и язычество слились в такой причудливой форме.
Вот так и стояли эти церкви, выстроенные в XII- XVI веках, постепенно ветшая и исчезая, пока в конце XIX века на них не обратили внимания архитекторы-романтики. В моде был национализм, обращение к народным традициям, вот и норвежец Холм Ханзен Мунте в своём творчестве решил обратиться именно к этим необычным строениям и создал стиль, получивший позднее имя «драконьего». Его основные черты: дерево, резные наличники, карнизы и балюстрады, крутые крыши, коньки которых украшали резные головы драконов.1 из 2
Погребальный корабль в местечке Гокстад. wikipedia.org
Моду на «драконий» стиль подстегнули и археологические открытия. И если открытие погребального корабля в местечке Гокстад в 1880 году породило моду на стиль древних скандинавов, то раскопки в Осеберге, в результате которых был найден куда более роскошный драккар викингов, породили настоящую моду на «драконий» стиль во всей Северной Европе. Творения Мунте и внимание к его творчеству со стороны германской императорской семьи только подогревали интерес к средневековым сооружениям скандинавов. Не осталась в стороне и наша Рига.1 из 2
Киоск у Суворовского моста. LNB
Что интересно, у нас «драконий» стиль проявил себя не в частном строительстве, а в основном в муниципальной архитектуре. Первыми «ласточками» стали городские павильоны-киоски, спроектированные городским архитектором Райнгольдом Шмеллингом. Особенно выделялись киоск с общественным туалетом у Суворовского моста, у сегодняшней улицы Кр.Барона 1906 года постройки и общественный туалет у Верманского парка 1909 года постройки. Здесь были и характерные для «драконьего» стиля резные наличники, и деревянные балюстрады, и, конечно же, головки драконов на коньках крыши.1 из 3
Киоск у Николаевской улицы. LNB
В том же стиле, пусть и более скромно, были оформлены и киоски у Николаевской улицы, у Агенскалнсской пристани у улицы Даугавгривас и единственный доживший до наших дней киоск у Царского сада, ныне именуемого Виестурдарзсом. Здесь не было резных драконов, но вовсю использовалась резьба по дереву, крутые крыши и деревянные наличники. Но одними киосками дело не ограничилось, и Рига украсилась двумя внушительными строениями в «драконьем стиле», причём оба из них, пусть и в несколько видоизменённом виде, дожили до наших дней.1 из 2
Киоск у парка Виестура. LNB
На мало примечательной улице Галес на территории Рижской судоверфи сохранился дом заводоуправления. В 1912 году фирма «Ф.Шихау» из Эльбингша приняла решение построить в Риге в местечке Мюлграбен (нынешний Милгравис) свою верфь. Руководить строительством предприятия из Восточной Пруссии приехал инженер фирмы К.Кинаппель. Возможно, и проекты зданий верфи создавали прусские архитекторы, пока это до конца не понятно. Интересно то, что дом заводоуправления был выдержан в норвежском «драконьем стиле».1 из 2
Здание заводоуправления Рижской верфи «Ф.Шихау». http://www.riga-shipyard.com/
В этом нет ничего удивительного, ведь викинги были известными корабелами и мореплавателями. Здание заводоуправления своими формами с множеством ризалитов, которые покрывают высокие ломаные скаты крыши, перекликается с архитектурой норвежских деревянных церквей, а причудливо оформленные окна в духе югендстиля выдают внутреннюю планировку здания. Коньки крыши, как и положено, украшали стилизованные головки драконов. Здание успешно пережило все невзгоды, выпавшие на долю Риги и, пусть и в несколько упрощённом виде, живо и по сей день. Жаль только, что оно находится на территории с ограниченным доступом и сегодня практически неизвестно рижанам.
Совсем другая судьба была у ещё одного здания в норвежском стиле. На самом берегу речки Марупите, что несёт свои воды через просторы Двинского левобережья, стоит красивый деревянный дом. Его на нынешней улице Ояра Вациеша, 2 для Рижского спортивного общества построил рижский архитектор с немецкими корнями Борис фон Бок в 1913 году. Известно, что происходил архитектор из знатной семьи Лифляндских дворян. Его предки приехали на территорию Латвии в 1581 году. Борис принадлежал к старшей линии рода: Бок-Лахмес-Нинигал. Будущий архитектор родился в местечке Нинигал (сегодня деревня Päriнедалеко от Вильянди в Эстонии). Борис успел пожить в Даугавпилсе, где женился на дочери рижского оберсекретаря Катарине Блуменбах, в Риге и Пярну, где родились его дети. К началу ХХ века он прочно обосновался в Риге.
Если посмотреть на старые фотографии постройки, то видно, что это здание мало чем изменилось. По форме оно напоминает крест (помните норвежские церкви), но более точно букву «Т». Это одноэтажное здание с высокой мансардой и мезонином. Дом сооружен на кирпичной основе из дерева. Крышу покрывал шифер, а коньки крыши украшали драконы, выполненные в скандинавском стиле. Фасады здания украшены так же круглыми медальонами, карнизами, а углы крыши акцентированы замысловатыми завитушками. Разнообразие в силуэт здания вносят кирпичные печные трубы, эдакая особенность норвежского стиля Риги. Они выполнены из красного кирпича, с оштукатуренными белыми поясами и с черепичными завершениями.1 из 2
План здания спортивного клуба. LNB
Интересно внутреннее устройство здания. Его главный вход был обращён не к улице, а в сторону прилегавшей спортивной площадки. Входящий сразу попадал с просторный зал, справа от которого располагалась касса и другие служебные помещения. Напротив главного входа расположились раздевалки для дам и джентльменов. К раздевалкам примыкали туалетные комнаты. Слева от входа расположились буфет и кухня, а также «комната для души», помещение, где посетители могли отдохнуть и развлечься игрой на биллиарде.1 из 3
Детали фасада здания. фото автора
Прошло время и зданию пришлось измениться. Его форма и содержание остались – это по-прежнему было здание спортивного общества. Какое-то время оно принадлежало городу, потом долгое время его сдавали различным спортивным обществам. Но вот скандинавские драконы на его коньках, казалось, опустили свои морды. Если присмотреться к ним, то было видно, что на голове дракона вырезаны чешуйки, а у верхушки головы вырезан глаз. Я, когда был маленький, всё время думал, что морда дракона – это выступающая наподобие клюва треугольная часть, оттого и казалось, что он нос свой опустил, но получается, что морды драконов с языком обломились, а заменять их почему-то не стали.1 из 2
Реконструкция здания. фото автора
Реконструкции дом спорта ждал долго и вот в 2009 году она наконец началась. Предполагалось, что здесь будут расположены удобные раздевалки, комнаты для судей и врачей, помещения для спортсменов и зал для теоретических занятий, а также кафетерий. Реконструировали и прилегающий стадион. А вот с резным декором здания поступили по-варварски: резные наличники сняли, исчезли декоративные консоли, головки драконов тоже пропали. В целом здание стало выглядеть проще и потеряло весь свой норвежский стиль. Вот и выходит, что современным рижанам посмотреть на «норвежский стиль» рижского модерна негде.
Что интересно, о «норвежском стиле» в Риге очень мало информации. Ни в книгах о рижском модерне, ни в архитектурных путеводителях о нем нет даже упоминания. Лишь некоторые из книг приводят несколько фотографий зданий в этом стиле. Вот и всё. И вот, что ещё интересно: есть даже отдельная книга о символике дракона в рижском модерне. Так вот, там ни одного из зданий норвежского стиля тоже нет. Такие вот забытые мотивы рижского модерна, приближающие к нам архитектуру далёкой Норвегии!