Дом моряка на Кливерсале

Лет пять назад привезли мне из Литвы небольшую фотографию, сделанную фотографом прессы О.Лайва в Риге на улице Лачплеша, 70. На фотографии были изображены выпускники и педагогический состав какого-то учебного заведения. По форме выпускников, а также по окружающим их предметам – модели парусника, портретам президентов Латвии и Кришьяна Вальдемара, можно было предположить, что речь идёт о выпускниках морского училища где-то в Латвии. И действительно, оказалось, что у меня в руках снимок последнего выпуска корабельных капитанов рижского мореходного училища им. Кришьяна Вальдемара, что находилось когда-то в высоком красивом здании прямо напротив Старого города Риги. О нём и будет этот рассказ.

img064
Фотография, с которой всё и началось. Последний выпуск капитанского отделения морского училища им. Кр. Вальдемара

Рига – город морской торговли, таковой её строили и таковой она просуществовала большую часть своей жизни. Рижское купечество издревле заправляло городом, подчиняя себе практически все аспекты городской жизни, но заботилось при этом преимущественно только о горожанах. Моряки же под их опеку как-то не попадали. Купцы, подмастерья, носильщики – все они состояли в различных гильдиях и братствах, которые заботились о своих, а у моряков ничего подобного не было. Они словно кочевники – сегодня в одном городе, завтра в другом, а большую часть всё-таки в море. Так что их домом долгое время считались койки на кораблях, а на суше они временно квартировались в дешёвых комнатках вблизи порта и подолгу там не задерживались. Отдельной проблемой были ветераны моря: что делать старику, если работу на судне ему было уже не найти?! Зачастую у них не было ни родных, ни близких, у которых можно было бы поселиться на старости лет.

,kbjvhg
Панорама рижского порта

В общем проблема зрела десятилетиями и вот во второй половине 19 века крупнейшие портовые города Европы, наконец-то, взялись вплотную за её решение. Так появились первые «дома моряка», где заезжим морякам за небольшую плату предлагали стол и кров, общение с другими моряками, а вскоре появились и помещения для старых и немощных моряков, которые жили за счёт заведения. Первые дома моряков появились в Лондоне, Роттердаме и Бремене. Вот оттуда идея пришла и в Ригу, уже в 1861 году в местной прессе появились первые сообщения о домах моряка в Гамбурге, о его устройстве и статутах и вот, к концу 1860-х годов приняли решение об учреждении дома моряка в Риге, начался сбор средств.

1885 gravur
Дом моряка в Риге. Гравюра конца 19 века

Главным учредителем дома моряка в Риге стал городской биржевой комитет. Инициативу поддержал и сам государь император и в 1870 году, в честь 15-летнего юбилея пребывания на троне, Александр Второй пожертвовал в кассу дома моряков 70 тысяч рублей. В 1872 году в честь 200-летнего юбилея рождения государя императора Петра Алексеевича из средств биржевого банка в фонд нового учреждения поступило 25 тысяч рублей. При этом было поставлено два условия: во-первых, в новом учреждении должно было найтись место для размещения старых и немощных моряков, а во-вторых, заведение должно было называться «Дом моряка имени Петра Великого».

Heinrihs_Šēls
Архитектор Генрих Шелл

В 1882 году, двадцать лет после первых идей о «доме моряка», наконец-то был разработан проект здания. Его автором стал известный рижский архитектор, академик Генрих Шелл. Под строительство подыскали и подходящий участок на небольшом мысе острова Клюверсгольм (Кливерсала), на улице Кугю, 25. Новое здание должно было стать доминантой рижского порта и стать его своеобразным центром. Строительство продолжалось два года и обошлось биржевому комитету в 109 тысяч рублей, и к октябрю 1884 года было закончено. Это был первый дом моряка в Российской империи. В день открытия дома моряка имени Петра Великого члены рижского биржевого комитета прибыли на празднично украшенном пароходе к парадной лестнице здания, где члены строительной комиссии торжественно передали кличи от здания председателю биржевого комитета, старейшине Большой гильдии Цандеру. Звучали праздничные речи, а потом состоялся торжественный обед и осмотр помещений ного здания.

multimediaCA0GLUGK
Строительство дома моряка на Кливерсале

Это было трёхэтажное кирпичное здание, главным фасадом оно смотрело на старый город. Симметричный фасад в модном тогда стиле неоренессанс украшали скромно отделанные оконные проёмы, да статуи двух моряков, расположенные над главным входом, по краям балкона. Крыша здания была плоская, особо прочная из скреплённых железными дюбелями досок: в центре здания находилась небольшая башенка, которую предполагалось использовать для метеорологических наблюдений и надзором за деятельностью порта, а потому крыша должна была быть прочной. На бордюре, ограждавшем крышу, со стороны главного входа расположились часы, украшенные моделью корабля и аллегориями речной и морской навигации. Вокруг здания разбили небольшой парк.

riga-und-seine-bauten.jpg
План дома моряка на Кливерсале

Внутри здания, на третьем этаже, расположились комнаты для 12 моряков-инвалидов, места для размещения 40 моряков, кроме того, здесь же находились комнаты для чтения и собраний, столовая, а в подвале был оборудован кегельбан, кухня и другие подсобные помещения. На первом и втором этажах расположились помещения мореходного училища: классы для обучения капитанов, рулевых, машинистов и кочегаров, школьная библиотека, помещения для инвентаря и квартиры учителей. В башенке здания расположилась небольшая обсерватория.

R0409_045_0_png_1600x1200_watermark-zl_watermark-r20xb20_q85
Башенка дома моряка в Риге

Вот, что пишет в своей книге «По северо-западу России», том второй «По западу России», писатель Константин Случевский: «Рижский «дом моряков» — «Seemannshaus Peters des Grossen» — учреждение, бесспорно, полезное и любопытное. Здание построено в 1884 году за счёт рижского купечества и имеет капитала до двухсот тысяч рублей. В нём помещаются: навигационная школа, имеются помещения для двенадцати инвалидных матросов, морское бюро и помещение для матросов, где за пятьдесят копеек в сутки человек имеет квартиру и стол. В школе, на курсе 1884-85 годов, находилось в штурманских классах четырнадцать учеников, в приготовительном двенадцать, в отделении машинистов и кочегаров сорок четыре человека; курсов два: для капитанов и для рулевых. Типичны во втором этаже комнатки в виде кают числом до тридцати восьми, устроенные для интернатов. Некоторые воспоминания вызывались моделями, будто бы, первых военных кораблей, пришедших в Ригу, «Das Rigasche Wapent» и «Comandor». Вид с высоты балкона, обращённого к Двине, на весь город, раскинутый на противоположном берегу, со всеми его шпилями, один из замечательнейших. Для увековечения дней, проведённых в Риге в 1885 году Их Высочествами Великим князем Владимиром Александровичем и его Августейшею Супругою, рижское купечество постановило пожертвовать капитал в 10 000 рублей для содержания на проценты с него моряков в приюте «дома моряков».

Seemannshaus1
Дом моряка в Риге

Особенно интересен был находившейся в башне дома моряка «шар времени» – приспособление для оптической синхронизации корабельных часов. По нему все корабли рижского порта сверяли свои часы. Это была мачта 15 футов в высоту, на которую поднимался сделанный их шести полукруглых чёрных пластин шар, диаметром около 90 сантиметров. В 12:45 шар поднимали на половину мачты, а без пяти минут час на самую её вершину. Ровно в час по полудне звучал сигнал и шар опускался по мачте вниз, притягиваемый электрическим магнитом. Его активировали из конференц-зала дома моряка.

Bruno
Писатель и переводчик Бруно Гёц

16 ноября 1885 года под звуки этого механизма в семье учителя мореходного училища родился Бруно Гёц, известный немецкий поэт, писатель и переводчик. Всё детство писателя прошло здесь, в доме, наполненном рассказами о море, о дальних странах, о приключениях и о непростой жизни моряков. Он закончил городскую Александровскую гимназии и потому отлично владел русским языком и занимался переводом произведений Толстого и Гоголя на немецкий язык. Одно время работал и в рижской немецкой газете «Rigasche Zeitung», писал небольшие рассказы и фельетоны. На протяжении всей своей жизни Бруно Гёц много путешествовал, но нигде не оставался надолго. Он умер в 1946 году в Цюрихе, оставив миру несколько романов и сборники новелл. В основном он, правда, описывал Италию, а о своей северной родине вспоминал нечасто.

__genskalna_l__cis___J__ras_skola_un_j__rnieku_nams_1900x_c
Дом моряка в начале 20 века

Дом моряка проработал в Риге без перебоя вплоть до 1915 года. Правда, находившиеся в здании квартиры моряков уже не отвечали современным требованиям и незадолго до начала Первой мировой войны начались подготовительные работы по реконструкции и ремонту здания, но долгожданный ремонт так и не начался. С 1915 по 1924 год дом моряка не работал. В 1919 году здание частично пострадало от военных действий и только к 1922 году его восстановили, но свою работу дом моряка восстановил только в 1926 году.

1928 windsignal
Новая метеорологическая станция на башне здания

На башне здания теперь разместилась метеорологическая станция, а вот разрушенный «шар времени» уже не восстанавливали. Вместо этого на башенке установили сирену, а со временем на находившейся неподалёку трубе судоверфи устроили и электрический визуальный сигнал для синхронизации часов. Зимой сигнала с башенки дома моряков с нетерпением ждали все рижские школьники, ведь если столбик термометра опускался до минус 18 по Цельсию, то с башни здания в семь часов утра, а затем повторно в половине восьмого звучала сирена. Это означало, что городские начальные школы не работают и ученикам не нужно идти в школу.

darzs
Сад у дома моряка

После восстановления и дом моряка, и морское училище в нём получили имя Кришьяна Вальдемара, основателя первого мореходного училища на территории Латвии. Сохранили и комнаты для моряков, теперь жить здесь можно было за 70 сантимов в день. В плату входила хоть и небольшая, но отдельная комната с бельём, электричеством и отоплением. Если моряк останавливался более семи дней, то плата за комнату с 8 дня снижалась до 50 сантимов, а за месяц проживания платить нужно было всего 12 латов. Со временем руководство дома моряка рассматривало возможность введения дешёвых обедов в столовой заведения.

Комната в доме моряка и читальный зал им. Кр. Валдемара

Ещё в 1922 году в здании на ул.Кугю, 25 свою работу начало мореходное училище им. Кр. Вальдемара, где готовили капитанов и судовых механиков для нужд гражданского и военного флотов. Выпускники училища получали среднее специализированное образование без права продолжать обучение в высшем учебном заведении. С 1931 года в школе открылись дополнительные курсы радиотелеграфистов, лоцманов и поваров. Каждый год училище посещало около 100 учеников и работало около 40 педагогов. Плата за обучения в мореходном училище составляла 20 латов в год, но около трети воспитанников получали стипендию

img063
Педагоги мореходного училища Кр. Вальдемара

В распоряжении училища находился двухмачтовый парусник «Моряк» (Jūrnieks). Его построили в норвежском городе Берген в 1904 году и изначально он носил название «Рысь» (Luchs). В 1925 году судно задержали у берегов Латвии с грузом контрабандного спирта. Корабль был конфискован и передан морскому училищу. В 1930-31 годах его перестроили под учебное судно. Учебные поездки проходили обычно в мае-июле и длились около 60 дней. В перерывах между поездками парусник обычно швартовался у здания школы и не раз попадал в объектив фотокамер.

R0409_021_0_png_1600x1200_watermark-zl_watermark-r20xb20_q85
Двухмачтовый парусник «Моряк» (Jūrnieks) у здания школы

Мореходное училище в здании на ул.Кугю, 25 просуществовало вплоть до 1944 года. Всё это время в прессе появлялись идеи о расширении учебного заведения и обустройстве нового дома моряка. В конце 1930-х годов даже появились проекты строительства нового дома для моряков поближе к порту, на улице Аусекля, но Вторая мировая война помешала реализации этих планов. Не стало и старого здания на Кливерсале – осенью 1944 года немецкие войска, оставляя Ригу, взорвали здание. От него осталась лишь часть одного из ризалитов. После войны руины разобрали, и на этом месте долгое время ничего не было. Сейчас здесь ведётся строительство очередного бетонно-стеклянного небоскрёба и уже ничего не напоминает о былой гордости рижского порта.

Sagrautā K.Valdemara jurskolas eka Riga, Kronvalda bulvari.
Руины дома моряка в 1944 году

Оставьте комментарий